Руководство по High End аудио › Характеристики качества звука | |||||||||
Хороший звук аудиосистемы — не самоцель, а только средство в достижении удовлетворения от прослушивания музыки. Если ваш сосед или коллега приглашает вас послушать его hi-fi систему, вы без труда можете определить, кем он является — истинным ценителем музыки или „толстокожим" аудиофаном, больше интересующимся звуком, чем музыкой. Если он включает свою систему очень громко и через полминуты выключает, ожидая услышать ваш восторженный отзыв, вряд ли его можно считать любителем музыки. Но если, усадив вас, он спрашивает о ваших музыкальных пристрастиях, устанавливает приемлемый уровень громкости, а потом вы вдвоем добрых полчаса слушаете, не проронив ни слова, — скорее всего, этот человек разбирается в качестве звучания или же музыка ему не безразлична. |
|||||||||
В первом случае знакомый пытался поразить вас звуком. Во втором примере ваш друг также пытался произвести впечатление, но не сотрясением стен, а способностью его аудиосистемы передавать музыку. В этом заключается принципиальная разница между hi-fi энтузиастом и истинным любителем музыки. |
|||||||||
Второй громкоговоритель продается приблизительно по той же цене, но представляет собой небольшую двух полосную систему с 15-ти сантиметровой низкочастотной головкой; он обладает сравнительно небольшой мощностью и весьма скромным басом. Вы можете держать его на вытянутой руке, в то время как для перемещения первого громкоговорителя вам потребуется тележка. |
|||||||||
Громкоговоритель-монстр имеет ряд недостатков. Бас у него гулкий, рыхлый и раздутый. Кажется, что все басовые ноты звучат в одной тональности. Высокие частоты чрезмерно подчеркнуты, их звучание — шероховато и вульгарно. Вокальные партии звучат хрипло из-за большого избытка энергии в области средних частот, — словно все певцы простужены. |
|||||||||
Маленький громкоговоритель лишен подобных недостатков. Высокие частоты — ровные и ясные, средние частоты — чистые и открытые. Он не поражает вас ни мощным басом, ни запредельным уровнем громкости. |
|||||||||
Первый громкоговоритель грешит добавлением к звуку искусственных составляющих: низкочастотные пики придают звучанию гулкость, в области высоких частот присутствует зернистость, средние частоты окрашены — все это вносимые искажения. |
|||||||||
Потери в сигнале — недостаток второй акустической системы. Слабый бас и небольшой уровень громкости обусловливают потерю некоторых музыкальных элементов, но остаток музыки передается неискаженным. В воспроизведении отсутствует зернистость высоких, гулкость низких частот и окраска среднечастотного диапазона. |
|||||||||
|
|||||||||
Нужно помнить, что не существует прямой зависимости между звуковыми различиями и музыкальной выразительностью. Эти различия могут быть малы с точки зрения звука, но велики с музыкальной точки зрения. |
|||||||||
Однажды я тестировал новый цифро-аналоговый преобразователь — последнее слово в области науки и техники на тот момент. Для прослушивания выбрал хорошо мне известное музыкальное произведение. В пьесе, исполняемой группой из пяти музыкантов, была партия вокала и длинные инструментальные проигрыши, во время которых вокалистка играла на ударных инструментах. При проигрывании через цифровой процессор более низкого качества перкуссия растворялась в общей музыкальной фактуре и никогда не звучала как отдельный инструмент. Когда замолкала вокалистка, казалось, что группа состоит из четырех человек. |
|||||||||
Новый процессор был особенно хорош в разрешении индивидуальных особенностей музыкальных инструментов, представляя их как отдельно существующие реальности, а не просто звуки, из которых соткано единое музыкальное полотно. Во время инструментальных проигрышей я слышал ударные как конкретный, хорошо очерченный инструмент. И в этот раз я „увидел", что вокалистка никуда не исчезает, — она всегда остается на сцене, играя на ударных инструментах. Такая маленькая перемена в звучании превратила группу музыкантов из квартета в квинтет, каковым он и был на самом деле. „Объективное" изменение электрического сигнала могло быть мизерным, в то время как субъективные музыкальные последствия оказались огромными. |
|||||||||
Вот почему так важны даже малейшие различия в музыкальном воспроизведении, если вас глубоко волнует музыка и качество ее воспроизведения. Этот пример показывает неспособность одних только измерений описывать качество звучания аудиоаппаратуры. Результаты измерений, полученные при тестировании цифрового процессора, не повлияли на мое восприятие. Да и как цифра, отражающая некий технический аспект, может выразить музыкальный смысл услышанной мною перемены? |
|||||||||
Вот почему так важны даже малейшие различия в музыкальном воспроизведении, если вас глубоко волнует музыка и качество ее воспроизведения. Этот пример показывает неспособность одних только измерений описывать качество звучания аудиоаппаратуры. Результаты измерений, полученные при тестировании цифрового процессора, не повлияли на мое восприятие. Да и как цифра, отражающая некий технический аспект, может выразить музыкальный смысл услышанной мною перемены? |
|||||||||
Вот почему так важны даже малейшие различия в музыкальном воспроизведении, если вас глубоко волнует музыка и качество ее воспроизведения. Этот пример показывает неспособность одних только измерений описывать качество звучания аудиоаппаратуры. Результаты измерений, полученные при тестировании цифрового процессора, не повлияли на мое восприятие. Да и как цифра, отражающая некий технический аспект, может выразить музыкальный смысл услышанной мною перемены? |
|||||||||
|