Руководство по High End аудио Характеристики качества звука
Хороший звук аудиосистемы — не самоцель, а только средство в достижении удовлетворения от прослушивания музыки. Если ваш сосед или коллега приглашает вас послушать его hi-fi систему, вы без труда можете определить, кем он является — истинным ценителем музыки или „толстокожим" аудиофаном, больше интересующимся звуком, чем музыкой. Если он включает свою систему очень громко и через полминуты выключает, ожидая услышать ваш восторженный отзыв, вряд ли его можно считать любителем музыки. Но если, усадив вас, он спрашивает о ваших музыкальных пристрастиях, устанавливает приемлемый уровень громкости, а потом вы вдвоем добрых полчаса слушаете, не проронив ни слова, — скорее всего, этот человек разбирается в качестве звучания или же музыка ему не безразлична.
В первом случае знакомый пытался поразить вас звуком. Во втором примере ваш друг также пытался произвести впечатление, но не сотрясением стен, а способностью его аудиосистемы передавать музыку. В этом заключается принципиальная разница между hi-fi энтузиастом и истинным любителем музыки.
При посещении магазина, в котором продается hi-fi аппаратура, вы можете воспользоваться этим тестом, чтобы оценить класс заведения, в которое попали. Если для прослушивания вам предлагают компакт-диск со звуками несущихся поездов, взрывами, запуском „Шаттла" или взлетом сверхзвукового самолета — убегайте оттуда поскорее.
Я подметил необычную тенденцию, проявлявшуюся при демонстрации моей системы друзьям и знакомым, не имеющим аудио пристрастий. Усадив их на самое „сладкое" место (зону максимального стереоэффекта), я включал музыку, которая, по моему мнению, должна была им понравиться. Все они — без исключения! — пытались немедленно вскочить, не дослушав музыкальное произведение до конца, чтобы сказать, насколько хорошо звучит моя аудиосистема. Очевидно, это следствие эффектных демонстраций, практикуемых в некоторых hi-fi магазинах и домах друзей с целью ошеломить слушателя, сразить его наповал. Когда вы начинаете слушать — неважно где, в доме друзей или комнате прослушивания магазина, не спешите сразу высказывать свое мнение. Сядьте и, закрыв глаза, внимательно слушайте; позвольте музыке, а не звуку сказать вам, насколько хороша аудиосистема.
Слушая в группе, не попадайте под влияние чужого мнения. Если вас окружают опытные слушатели, попытайтесь понять, о чем они говорят. Выслушав их описания, сравните со своими впечатлениями. В действительности, это лучший способ подметить особенности звучания аудио компонентов, речь о которых пойдет ниже. Но не соглашайтесь со всем, о чем вам говорят другие. Так, например, если при прослушивании вы не замечаете разницы между двумя кабелями, не скрывайте этого. И к тому же будьте совершенно откровенны, если кто-то спрашивает ваше мнение. Вам кажется, что система звучит плохо, — так и скажите.
Все аудио компоненты влияют на сигнал, проходящий через них. Одни добавляют артефакты (искажения), такие как зернистость, в области высоких частот или преувеличенность баса, другие удаляют что-то из сигнала. Одно из основных положений оценки качества звучания говорит, что погрешности добавления (внесение в музыкальный сигнал каких-либо составляющих) гораздо хуже недостатков упущения (ограничения сигнала по каким-либо параметрам). Если часть музыкальных деталей утеряна, механизм человеческого восприятия подсознательно заполняет пробелы, и вы еще можете наслаждаться прослушиванием. Но когда аудиосистема придает звучанию искусственный характер, то вы постоянно сознаете, что слушаете не „живую" музыку, а ее воспроизведение.
Позвольте проиллюстрировать эти рассуждения на примере двух громкоговорителей. Первый из них — трех полосная акустическая система с 40-ти сантиметровой низкочастотной головкой в очень большом корпусе — развивает мощный бас и принадлежит к средней ценовой категории.
Второй громкоговоритель продается приблизительно по той же цене, но представляет собой небольшую двух полосную систему с 15-ти сантиметровой низкочастотной головкой; он обладает сравнительно небольшой мощностью и весьма скромным басом. Вы можете держать его на вытянутой руке, в то время как для перемещения первого громкоговорителя вам потребуется тележка.
Громкоговоритель-монстр имеет ряд недостатков. Бас у него гулкий, рыхлый и раздутый. Кажется, что все басовые ноты звучат в одной тональности. Высокие частоты чрезмерно подчеркнуты, их звучание — шероховато и вульгарно. Вокальные партии звучат хрипло из-за большого избытка энергии в области средних частот, — словно все певцы простужены.
Маленький громкоговоритель лишен подобных недостатков. Высокие частоты — ровные и ясные, средние частоты — чистые и открытые. Он не поражает вас ни мощным басом, ни запредельным уровнем громкости.
Первый громкоговоритель грешит добавлением к звуку искусственных составляющих: низкочастотные пики придают звучанию гулкость, в области высоких частот присутствует зернистость, средние частоты окрашены — все это вносимые искажения.
Потери в сигнале — недостаток второй акустической системы. Слабый бас и небольшой уровень громкости обусловливают потерю некоторых музыкальных элементов, но остаток музыки передается неискаженным. В воспроизведении отсутствует зернистость высоких, гулкость низких частот и окраска среднечастотного диапазона.
Нет сомнения, что с точки зрения музыкальности второй вариант более приемлем. Недостатки первого рода нежелательны, — они постоянно напоминают, что вы слушаете искусственно воспроизводимую музыку. Недостатки второго рода естественны, а потому простительны, — они позволяют вам забыть, что вы слушаете громкоговорители.
Другой критерий в оценке качества звука заключается в том, что существенны даже небольшие различия в воспроизведении. Поскольку музыка нам не безразлична, любое улучшение качества звука желательно.
Нужно помнить, что не существует прямой зависимости между звуковыми различиями и музыкальной выразительностью. Эти различия могут быть малы с точки зрения звука, но велики с музыкальной точки зрения.
Однажды я тестировал новый цифро-аналоговый преобразователь — последнее слово в области науки и техники на тот момент. Для прослушивания выбрал хорошо мне известное музыкальное произведение. В пьесе, исполняемой группой из пяти музыкантов, была партия вокала и длинные инструментальные проигрыши, во время которых вокалистка играла на ударных инструментах. При проигрывании через цифровой процессор более низкого качества перкуссия растворялась в общей музыкальной фактуре и никогда не звучала как отдельный инструмент. Когда замолкала вокалистка, казалось, что группа состоит из четырех человек.
Новый процессор был особенно хорош в разрешении индивидуальных особенностей музыкальных инструментов, представляя их как отдельно существующие реальности, а не просто звуки, из которых соткано единое музыкальное полотно. Во время инструментальных проигрышей я слышал ударные как конкретный, хорошо очерченный инструмент. И в этот раз я „увидел", что вокалистка никуда не исчезает, — она всегда остается на сцене, играя на ударных инструментах. Такая маленькая перемена в звучании превратила группу музыкантов из квартета в квинтет, каковым он и был на самом деле. „Объективное" изменение электрического сигнала могло быть мизерным, в то время как субъективные музыкальные последствия оказались огромными.
Вот почему так важны даже малейшие различия в музыкальном воспроизведении, если вас глубоко волнует музыка и качество ее воспроизведения. Этот пример показывает неспособность одних только измерений описывать качество звучания аудиоаппаратуры. Результаты измерений, полученные при тестировании цифрового процессора, не повлияли на мое восприятие. Да и как цифра, отражающая некий технический аспект, может выразить музыкальный смысл услышанной мною перемены?
Вот почему так важны даже малейшие различия в музыкальном воспроизведении, если вас глубоко волнует музыка и качество ее воспроизведения. Этот пример показывает неспособность одних только измерений описывать качество звучания аудиоаппаратуры. Результаты измерений, полученные при тестировании цифрового процессора, не повлияли на мое восприятие. Да и как цифра, отражающая некий технический аспект, может выразить музыкальный смысл услышанной мною перемены?
Вот почему так важны даже малейшие различия в музыкальном воспроизведении, если вас глубоко волнует музыка и качество ее воспроизведения. Этот пример показывает неспособность одних только измерений описывать качество звучания аудиоаппаратуры. Результаты измерений, полученные при тестировании цифрового процессора, не повлияли на мое восприятие. Да и как цифра, отражающая некий технический аспект, может выразить музыкальный смысл услышанной мною перемены?
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены © 2003-2014. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800